Для перевозки и выгрузки по фронту работ балластных материалов и материалов для отсыпки земляного полотна в путевом хозяйстве применяют специализированные саморазгружающиеся полувагоны (хоппер-дозаторы) и вагоны-самосвалы (думпкары).
Хоппер-дозатор
Назначение и принцип работы.
Хоппер-дозатор ЦНИИ-ДВЗ-М (модель 20-4015) (рис. 1), предназначен для перевозки и механизированной выгрузки в путь с укладкой, дозированием и разравниванием всех родов балласта при техническом обслуживании (ремонтах и текущем содержании) и строительстве железнодорожного пути. Хоппер-дозатор состоит из цельнометаллического кузова 1, представляющего собой открытый сверху бункер, установленный на раме. В нижней части бункера находится разгрузочно-дозирующее устройство 9 с приводом от пневмоцилиндров 3 и с управлением через правый и левый пневматические пульты 4, входящие в состав рабочей пневмосистемы, а также через винтовые механизмы 8 регулирования высоты дозирования при разгрузке. Питание системы сжатым воздухом осуществляется от компрессора локомотива через рабочую 5 и тормозную б магистрали. Бункер имеет вертикальные боковые, усиленные гофрами, и наклонные торцевые 2 стенки. Для предотвращения зависания материала при выгрузке верхние части лобовых стенок наклонены под углом 45° к горизонтали, а нижние части — под углом 50°. Хоппер-дозатор оснащен ходовыми двухосными тележками 7 типа 18-100, автосцепками 11 типа СА-3, типовой вагонной автоматической тормозной системой 10, поэтому может включаться в состав поезда без ограничений.
Разгрузочно-дозирующее оборудование включает разгрузочные и дозирующие устройства. Разгрузочные устройства представляют собой четыре люка в нижней части кузова, которые закрываются двумя наружными и двумя внутренними крышками. Привод крышек раздельный рычажный от соответствующего пневмоцилиндра. Открывание крышек в определенном сочетают позволяет реализовать желаемые схемы выгрузки балластного материала, увязанные с особенностями технологии работы комплектов машин. Дозирующее устройство содержит центральную, боковые рамы и плужки, ограничивающие объемы высыпаемого балласта и разравнивающие поверхность призмы.
![]() |
Рис. 1 |
![]() |
Рис. 2 |
![]() |
Рис. 3 |
![]() |
Рис. 4 |
Дозирующее оборудование (рис. 4) включает в себя центральную раму 9 с торцевыми стенками, предотвращающими попадание балласта под ходовые тележки, и с двумя продольными туннельными балками 8, 10, прикрывающими зоны расположения рельсов и скреплений при разгрузке. С центральной рамой через рычаги 12, 13 связаны две боковые рамы 5 (далее обозначены позиции элементов только с одной стороны). При опускании центральной рамы одновременно за счет рычагов 13 с роликами 14, взаимодействующими с профильными поверхностями, раскрываются боковые рамы. Опускание правой и левой стороны центральной рамы производится независимо двумя пневмоци-линдрами 7 через механизмы подъема-опускания на фиксированный регулируемый уровень. Вертикальное перемещение соответствующей стороны рамы производится при повороте рычага 1 цилиндром. При этом поворачиваются через вал 6, (или 11) рычаги 16, перемещая тягами 15 одну сторону рамы. Ограничение поворота производится механизмом установки высоты дозирования, включающим коромысло 4, один конец которого шар-нирно соединен с тягой 17, а другой - с гайкой винтового механизма 3 установки высоты опускания рамы. В средней части коромысло через шарнир соединено с серьгой 2, в продольном пазу которой установлен шип, ограничивающий перемещение рычага 1. Рабочий диапазон установки высоты дозирования ± 15 см относительно УВГР.
![]() |
Рис. 5 |
Центральная рама дозатора 4 (рис. 5) в транспортном положении закрепляется с помощью четырех полуавтоматических запоров, закрепленных через шарнир к торцовой стенке кузова 1. Запор имеет скобу 2. Внутрь скобы входит якорь 3 регулирующей тяги, закрепленной на центральной раме. Якорь удерживается фиксатором 5 с приводом от пневмоцилиндра 6, закрепленного шарнирно на кронштейне 7 и имеющего возвратную пружину. При подъеме рамы происходит автоматическое защелкивание якоря фиксатором. Для опускания центральной рамы дозатора в поршневую полость цилиндра подается воздух под давлением, Шток выдвигается и поворачивает фиксатор, освобождая якорь. В предыдущих вариантах конструктивного исполнения привод фиксатора производился вручную.
![]() |
Рис. 6 |
При модернизации на хоппер-дозаторах дополнительно устанавливается экран, ограничивающий выгрузку балласта на середину пути. Разгрузочно-дозирующее оборудование обеспечивает следующие схемы разгрузки: схема (рис. 6, а) соответствует транспортному положению при поднятой центральной раме и закрытых крышках люков; схема (рис. 6, б) отражает случай разгрузки балластного материала в середину колеи с опусканием центрального экрана; схема (рис. 6, в) - случай разгрузки на обе стороны снаружи; схема (рис. 6, г) - случай разгрузки по всей ширине балластной призмы без опускания центрального эк рана. Во всех упомянутых случаях центральная рама дозатора опускается с правой и левой стороны. Схемы (рис. 6, д, е) отражают разгрузку на одну сторону снаружи колеи (на междупутье или на обочину пути), когда центральная рама с одной стороны удерживается фиксаторами, а с другой - опускается. Одновременно включается механизм открывания наружных люков. Со стороны фиксации люки не открываются, так как удерживаются центральной рамой дозатора, а со стороны опускания открывается только наружный люк.
При использовании хоппер-дозаторов формируются составы с количеством вагонов до 20 ед., называемые вертушками. Разгрузка происходит во время непрерывного движения состава. Балласт под действием веса высыпается в открытый люк (см. рис. 1), одновременно вновь уложенный слой подпирает объем балласта снизу от неуправляемого высыпания. Задняя по ходу движения лобовая стенка центральной рамы планирует верхнюю поверхность призмы, а плужок предотвращает попадание балласта под набегающее колесо задней ходовой тележки, особенно, если уровень дозировки высокий. Начинается разгрузка с первого по направлению движения вагона и далее последовательно, по мере разгрузки предыдущих, в работу включаются следующие вагоны. Благодаря подпору уже разгруженного балласта в путь разгрузка следующего вагона начинается только после полной разгрузки предыдущего.Вагоны-самосвалы, думпкары
![]() |
Рис. 7 |
В путевом хозяйстве используются думпкары грузоподъемностью 50, 60 и 105, имеющие ограничения по загрузке для путей МПС России. Так думпкар модели 31-638 (рис. 7) имеет раму 6, опирающуюся на ходовые тележки 2 с автосцепками 1 и тормозным оборудованием. На раму опирается кузов 5, имеющий днище 8 с настилом, две лобовые стенки 7, расположенные с торцов, и два откидных борта 9, соединенных с кузовом через поворотные осевые шарниры 13. Нагрузка от кузова в транспортном положении на раму передается через два опорных устройства 3, расположенных над шкворневыми балками 12. Каждое опорное устройство имеет механизм открывания бортов, позволяющий кузову наклоняться в поперечной плоскости на угол до 45° к горизонту при одновременном открытии борта со стороны разгрузки материала. Наклон кузова производится с помощью разгрузочных телескопических, попарно расположенных с каждой стороны рамы, пневмоцилиндров 4, которые закреплены корпусами 15 через оси 16 на поперечных балках 11. Оси поворота пневмоцилиндров установлены на продольной линии опрокидывания кузова вокруг шарниров 14. Механизм открывания бортов (рис. 6.12) состоит из четырех рычагов 1, расположенных попарно над шкворневыми балками 3 рамы думпкара. Каждый рычаг со стороны, противоположной выгрузке, через ось и кронштейн 2 соединен с кузовом 4, а с другой стороны заходит под ось 5 опирания кузова во время разгрузки, причем геометрическая ось поворота рычага совпадает с осью поворота кузова. К рычагу присоединен вильчатый кронштейн с роликом 6, взаимодействующим с кулачком 7, приваренным к борту 8. При наклоне кузова рычаг, соединенный с кузовом со стороны противоположной разгрузке, поворачивается вместе с ним и удерживает через соответствующий ролик и кулачек борт от раскрытия. Другой рычаг лежит на шкворневой балке и своим роликом со стороны разгрузки, взаимодействуя с профильной поверхностью кулачка 7, дает возможность открытия борта 8 вокруг оси 9 под действием его веса и давления сыпучего груза. При полном наклоне кузова борт 8 наклонен к горизонту под одинаковым углом с днищем, что обеспечивает разгрузку материала на боковую сторону от пути. Запас воздуха под давлением, необходимый для работы разгрузочных пневмоцилиндров, хранится в резервуаре 10 (см. рис. 7), куда поступает от рабочей пневмосистемы, питаемой компрессором локомотива.